среда, 26 августа 2009 г.

Цунами 2010-х... Максим Калашников (2)

Глава 1. Что будет вместо РФ?

Версия Георгия Малинецкого
Может, мы все же сгущаем краски? Может, правы нынешние власть предержащие - и РФ обрела будущее? Ну что ж, послушаем мнение эксперта со стороны. Георгий Малинецкий - заместитель директора академического Института прикладной математики имени Келдыша, признанный в мире авторитет в области прогнозирования, синергетики и управления рисками. В конце 2005 года он выступил в думском комитете по делам соотечественников с программной речью. Малинецкий призвал активно создавать будущее страны. Тем более что все человечество вступает в опасную эпоху нестабильности. Мы приводим сокращенный вариант его выступления.
Управление будущим - ключевая технология сегодня
Нужен прогноз, нужно представление о том, какое будущее ждет Россию, каковы сценарии ее развития... Я представляю Институт прикладной математики Российской академии наук. Наш институт был создан более полувека назад выдающимся советским ученым, трижды Героем Социалистического Труда, академиком Мстиславом Всеволодовичем Келдышем, для решения стратегических проблем. В первые годы существования института это были задачи совершенствования ядерного вооружения и водородной бомбы, управление баллистическими ракетами и космические полеты, а также компьютеризированные системы управления. И эти задачи были успешно решены. В XX веке атрибутами сверхдержавы были ядерное оружие, космические системы и надежные шифры. Все это у Советского Союза имелось. У нашей страны была вторая экономика мира и очень высокий уровень социальных гарантий, прекрасная армия. Но все это не предотвратило распада государства. Распада, который Президент РФ В.В. Путин назвал самой большой геополитической катастрофой XX века. Удар был нанесен в другой сфере. Чего же не хватало? Научно обоснованной модели человека и общества. Методов анализа угроз и рисков, неразрывно связанных с ними научных методов прогноза. Умение предвидеть будущее и там, где возможно, направлять события в желаемом направлении станет в XXI веке ключевой технологией всех развитых стран. Какое же будущее ждет мир и Россию в не столь уже дальней перспективе, в 2030 году? Для разработки методов стратегического прогноза в Институте прикладной математики создан Центр компьютерного моделирования и экспертного анализа. Нашу инициативу в области прогноза поддержали сотрудники из 10 других институтов Российской академии наук. В этой работе участвуют экономисты и физики, социологи и математики, демографы и специалисты по управлению... Современный мир сложен. Как выделить в нем главное? С какой точки зрения взглянуть на его будущее? Очевидно, эта точка зрения должна быть междисциплинарна. Она должна опираться на результаты естественных и гуманитарных наук, а также на математическое моделирование. Одним из наиболее удачных и активно развивающихся междисциплинарных подходов в настоящее время является теория самоорганизации, или синергетика.

Судьба России - под большим вопросом

...Каково же место России в этом мире? Американский философ и системный аналитик Сэмюэл Хантингтон, имеющий большое влияние на американскую администрацию, считает, что XXI век - век столкновения цивилизаций (американской, китайской, исламской и др.). Он полагает, что эти цивилизации столкнутся в наступившем веке в беспощадной схватке за ресурсы. По его мысли, мир России - самая слабая из этих цивилизаций. Она расколота, и весьма вероятен ее сход с исторической арены в ближайшие 10-15 лет... Особенно наглядно масштаб произошедшей с нашей страной катастрофы показывает сравнение с 1985 годом. В 1985 году СССР - вторая экономика мира - примерно четыре Китая и 60 % США по объему ВВП. Ныне российское хозяйство составляет примерно 1/6 Китая и 6 % США. Экономический "слон" на карте мира превратился в "экономическую моську". При 30 процентах мировых богатств ВВП России составляет 1 % от мирового валового продукта. И неудивительно, что и в Америке, и в других странах все громче звучат голоса о продаже Сибири и Курил, о желательности совместных с мировым сообществом богатств нашей страны. В мире развивается процесс глобализации. Под глобализацией понимают свободный поток идей, людей, капиталов, информации и технологий. Известна оценка Маргарет Тэтчер, в соответствии с которой в условиях глобализации на территории России "экономически оправдано" проживание 15 миллионов человек. Тех самых, которые будут обслуживать "трубу". Без изменения нынешних экономических механизмов Россия очень скоро будет стерта с экономической карты мира. Изменение этого положения отечественной экономики в мире требует мобилизации, сверхусилий всего народа... ... Демографическая слабость российской цивилизации является огромной проблемой для нашей страны. Жителей России в 10 раз меньше, чем китайцев, в 4,6 раза - чем жителей ЕС и США, в 3,6 раза - чем представителей исламского мира. Даже при наилучшем сценарии Россия к 2030 году в мировом демографическом пространстве не сможет значительно изменить свое положение. Это согласуется и с данными французской школы "количественной истории", созданной Фернаном Броделем. В отличие от "экономического чуда" демографических чудес, к сожалению, не бывает. Обратимся к нынешнему состоянию России и к итогам проводившихся в стране в последнее время реформ. При этом очень важен целостный, системный взгляд на происходящие процессы и состояние страны. Один из способов получить такое представление был предложен исследователями из Института социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН). Они выяснили, какой уровень жизненно важных показателей считается в мире катастрофическим и сравнили с российскими показателями. Например, американцы самой большой катастрофой считают Великую депрессию, когда уровень промышленного производства падал примерно на треть. В результате проведенных в России либеральных реформ этот уровень падал более чем наполовину. Уровень физической деградации в мире - 8 литров чистого алкоголя на душу населения в год. При этом рождается настолько много инвалидов и больных детей, что общество теряет способность к нормальному развитию. В России этот показатель составлял 15,4 л. Такая информация крайне важна для государственного управления. Можно сказать, что она определяет программу действий и ориентиры для каждого ответственного правительства. Ведь очевидно, что, находясь в зоне катастрофы, естественно прикладывать сверхусилия, чтобы оказаться сначала в зоне кризиса, а затем и нормы. Один из самых драматических показателей жизни современной России - вымирание ее населения. Нас становится на миллион человек меньше каждый год. Ожидаемая продолжительность жизни мужчины в России меньше пенсионного возраста - 60 лет. Заявленный Президентом РФ курс на борьбу с бедностью (а за чертой бедности в России более 40 миллионов человек), попытки реформирования социальной сферы, здравоохранения, национальные проекты, связанные с жильем, пока не позволили переломить эту катастрофическую ситуацию. Идет, по существу, территориальный распад страны. В мире катастрофической считается разница в валовом региональном продукте в пять раз. В России этот уровень превышает 25 раз. Можно сказать, что люди в разных регионах как бы живут в разных странах.

Образ грядущего - решающий фактор

Ключевое значение для нынешней России, для ее выхода из состояния геополитической катастрофы имеет формирование образа желаемого будущего. Пока страна идет в никуда, не имея ни долговременных целей, ни стратегических ориентиров. А для корабля, порт назначения которого неизвестен, нет попутного ветра. ...Заметим, что быстро и успешно развивающиеся страны - США, Китай, Япония, Индия имеют долгосрочный государственный прогноз развития, мозговые центры, занимающиеся стратегическим прогнозом. Именно в этой системе координат они строят свои национальные стратегии, определяют политику. Ничего похожего в России пока нет. И чтобы будущее состоялось, должны появиться стратегический прогноз и образ будущего: и у ученых, и у руководителей, и у народа российского. В настоящее время, как никогда раньше, ключевое значение приобретают большие проекты, опирающиеся на научный прогноз, очерчивающий границы возможного, и на представления о желаемом результате деятельности всего народа. На мечту. Борьба между цивилизациями идет сейчас не только в сфере экономики, идеологии, в пространстве смыслов и ценностей, но и в сфере представлений о будущем. Почему? Почему будущее стало ареной столкновения, борьбы, острого противостояния? Образ будущего определяет систему координат, в рамках которой выбираются цели и формируются стратегии. Попытки сделать это иным способом (напомним цели, обозначенные Президентом РФ - борьба с бедностью, удвоение ВВП, перевооружение армии, нынешние "национальные проекты") вне системы координат результата не дают. Большие цели дают большие силы. Чтобы выйти из нынешнего системного кризиса, необходимы сверхусилия всего общества. Без больших целей и мечты этих сверхусилий не будет. Параметром порядка в общественном сознании является идеология. Попытка власти жить без идеологии означает готовность некритически принимать чужую и чуждую идеологию другой цивилизации. Основа идеологии - образ желаемого будущего. ... Несмотря на геополитическую катастрофу, 15 лет тяжелейших и в целом разрушительных реформ, российское общество по-прежнему расколото. Часть его готова быть "второсортными американцами" на российской почве. Будущее в этой тяжелой социально-психологической ситуации может стать зоной согласия в обществе, задать вектор общего дела...

Сценарии, проверенные математикой

На основе математического моделирования был сделан геополитический прогноз для России на 2030 год, построенный группой исследователей из ИПМ на основе динамической теории информации, развиваемой в последние годы профессором Д.С. Чернавским. Если дела будут идти так, как идут (инерционный сценарий), то и без внешнего вмешательства произойдет распад России на зоны влияния других цивилизаций. Есть ли другие варианты будущего у нашей страны? Есть. Первый - это самоорганизация на уровне элиты. Жесткое отношение к лидерам постсоветских республик, жесткие политтехнологии - "оранжевая революция", "революция роз" и т. д. могут привести к пониманию элитами на постсоветском пространстве необходимости реальной взаимной поддержки, более тесного союза, выделения общей сферы ответственности. Да, в сущности, и естественно иметь друзей близко, а врагов далеко, а не наоборот. В другом сценарии может возникнуть самоорганизация снизу, которой управлять значительно сложнее. Есть множество факторов, порождающих нестабильность нынешнего социального устройства. И тогда возможна жесткая смена элит, революционное изменение ситуации. Вспомним, что на протяжении многих десятилетий на огромном евразийском пространстве формировалась новая историческая общность - советский народ, возник и успешно развивался новый тип жизнеустройства. И если сверхусилия будут вложены, то к этому цивилизационному выбору можно вернуться. В обсуждаемой модели столкновение цивилизаций на территории России определяет не экономика, не социология, не политика, а то, насколько активно разные цивилизации готовы отстаивать свои смыслы и ценности. В условиях нынешнего столкновения цивилизаций идеи эпохи горбачевщины про "общечеловеческие ценности" являются полной чушью, каждая цивилизация борется, чтобы ее ценности воспринимались как "общечеловеческие". Ценности мира России: духовное выше материального, общее выше личного, справедливость выше закона, будущее важнее настоящего и прошлого. Попытка "трансформировать" эти ценности, "цивилизовать народ" приведет к тем же результатам, что "цивилизаторская деятельность" переселенцев из Англии в Северной Америке и испанских завоевателей в Южной. Как же выйти из геополитической катастрофы? Как создать то будущее, в котором есть достойное место для российской цивилизации? Ключевых задач здесь две: - Обретение образа будущего и исследователями, и руководителями, и народом российским. - Формирование нового экономического уклада, в котором есть место для высокотехнологичного сектора, оборонно-промышленного комплекса, для экономики, построенной на знаниях (инновационной экономики). О последнем скажем особо. Россия находится в экстремальных географических и геоэкономических условиях. Например, более 2/3 ее территории находится в зоне вечной мерзлоты. Поэтому "на общих основаниях" в процессе глобализации Россия участвовать не может. На самом деле глобализация в её общепринятом определении - свободный поток капиталов, товаров, людей, технологий, информации меду странами. В силу экстремальности российских условий почти всё сделанное в России в условиях глобализации не будет конкурентоспособно в принципе. Поскольку есть другие страны, где теплее, где дешевле строительство, где дома и людей можно не обогревать, где рабочая сила дешевле. Отсюда понятна оценка Маргарет Тэтчер, заявившей в свое время, что на территории России в условиях глобализации экономически оправдано проживание 15 (пятнадцати) миллионов человек. Наша страна долго не протянет, проедая, как сейчас, невосполнимые богатства, принадлежавшие нашим детям и внукам. Поэтому приоритетное развитие высоких технологий, инновационное развитие - это вопрос самого существования нашей цивилизации.
Президент России В.В. Путин, встречаясь с руководством РАН 03.12.2001, поставил перед всем научным сообществом страны две стратегические задачи: - прогноз и предупреждение кризисов, бедствий и катастроф; - отработка сценариев по переводу экономики на инновационный путь развития. Первая задача, очевидно, неразрывно связана со стратегическим прогнозом. Нельзя говорить о кризисах и катастрофах, если неизвестно, что такое хорошо, а что такое плохо, нет системы координат. Определить же это во многих случаях можно, только глядя из будущего. В связи с поставленной Президентом РФ задачей ИПМ имени Келдыша РАН совместно с 10 другими академическими институтами выступил с инициативой создания Национальной системы научного мониторинга опасных явлений и процессов в природной, техногенной и социальной сферах. Эта система могла бы помочь не только сделать жизнь граждан России более безопасной, предупреждая бедствия, катастрофы и кризисы, но и помогла бы на серьезной научной основе заглянуть в будущее. Работы в этом направлении пока не начаты. В настоящее время они блокируются и в Академии, и в Правительстве РФ, и в Администрации президента. Сейчас во всех активно развивающихся странах будущее прогнозируется на междисциплинарной основе. Этот прогноз становится основой для национальных стратегий и для реализующих их политик. Прогноз доводится до массового сознания и становится сильным средством влияния на массовое сознание своей и конкурирующих цивилизаций. Почему отношение к будущему так быстро и заметно изменилось? Мир стал более неустойчивым, более быстрым, более "рефлексивным" (происходящее все сильнее зависит от наших представлений о нем). Появляются новые возможности, угрозы, риски. Это приводит к тому, что будущее приходится "проектировать", опираясь на достижения науки, а затем воплощать выбранный вариант, используя все возможности системы управления...

Сценарии, рассмотренные в модели

(Возможные траектории развития России при различных соотношениях управляющих параметров)
1. Сценарий распада России без внешнего вмешательства
А. Параметры Низкая рождаемость русского населения, низкие доходы на душу населения, внутренняя разобщенность, криминализация России.
Б. Результат Краткосрочная перспектива: от России быстро откалываются все территории с высоким процентом этнически нерусского населения (Чечня, Калмыкия, Татарстан и т. д., обширные территории Сибири становятся независимыми), небольшая полоска русского населения вдоль Транссиба либо формально еще входит в Россию, либо формирует собственное "сибирское русское государство". Долгосрочная перспектива: из-за низкой рождаемости русского населения и еще большего осложнения экономической ситуации из-за потери сибирских сырьевых месторождений "сибирское русское государство" размывается демографически и входит в состав примыкающих стран. Хабаровский и Приморский края и входят в Китай полностью демографически. Европейская часть России также постепенно тает из-за демографического дисбаланса, но ее демографическое положение более стабильно, хотя экономически еще сильнее откатывается назад в связи с тем, что нефтяные ресурсы потеряны, а собственной конкурентоспособной промышленности создать не успели.
Данный сценарий (отсутствие внешнего вмешательства) маловероятен, очевидно, что если Россия начнет разваливаться, соседи примут деятельное участие в разделе лакомых кусков.
2. Сценарий распада России с внешним вмешательством
А. Параметры Низкая рождаемость русского населения, низкие доходы на душу населения, внутренняя разобщенность, криминализация России * активная деятельность США, и Китая, и исламских организаций по ускорению потери нашего контроля над территориями. (Поддержка радикальных оппозиционных организаций, местных элит, создание неуверенности в эффективности существующей власти, создание пораженческих настроений, угрозы и т. п.)
Б. Результат Краткосрочная перспектива: от России быстро откалываются все территории с высоким процентом этнически нерусского населения. Данные территории быстро входят под контроль сопредельных государств, прежде всего США (Сибирь), Китая (часть Хабаровского края и Приморье), Японии (Курилы, Сахалин и, возможно, часть материка), радикальные исламские государства возникают на Кавказе, возможно, захватывая часть Краснодарского края. Долгосрочная перспектива: пограничье между территориями США, Китая и Японии является неустойчивым, Япония вытесняется с материка, возникает небольшое формально независимое государство на Дальнем Востоке, являющееся буферной зоной между зонами влияния США и Китаем, который к тому времени уже включил в себя часть территорий Хабаровского края и Приморья. Ислам движется на север по Краснодарскому краю. Россия теряет выход к Черному морю.

Данный сценарий в большой степени вероятен. Сейчас многое указывает на то, что ситуация развивается по этому сценарию.

3. Воссоединение: новый Союз вокруг России. Опора на элиты. (Неустойчивая конфедерация)
А. Параметры Повышение рождаемости русского населения, повышение доходов на душу населения, развитие собственной экономики, повышение самосознания и национальной гордости, борьба с криминалом, укрепление действенности и авторитета центральной власти.
Б. Результат Краткосрочная перспектива: национальные элиты стран СНГ осознают перспективы развития российской экономики как наиболее сильной в этом регионе, а также отсталость собственных государств в отсутствии промышленного, технологического и образовательного потенциала и необходимость соответствующих инвестиций со стороны России как наиболее выгодного партнера. Шаткость их собственного положения в своих государствах подталкивает их к поиску покровителей. Россия при ее экономически усиливающемся положении оказывается наилучшей кандидатурой. Страны формально входят в новый союз с упразднением СНГ Крепость данного союза зависит исключительно от позитивной динамики собственно России. Сателлиты для России не являются чем-то жизненно необходимым (кроме амбиций и усиления влияния в мире), так как обладают ограниченными ресурсами (за исключением ряда месторождений и возможности транзита собственных ресурсов в страны дальнего зарубежья), в то время как для сателлитов Россия - гарантия процветания местных элит и постоянный источник материальных средств. Долгосрочная перспектива: в случае позитивной экономической динамики собственно России и развития обрабатывающей промышленности сателлиты еще более инкорпорируются в Союз. Они становятся мощным поставщиком рабочей силы на территории России, а также местом развертывания контролируемых российским бизнесом производств, требующих дешевой рабочей силы на местах.

Вероятность реализации данного сценария сильно зависит от нынешних действий российского руководства по укреплению собственной экономики. Административный характер присоединения сателлитов делает Союз неустойчивым и относительно хрупким в краткосрочной перспективе. Передел влияния элит на местах может легко внести трещину в отношения между членами Союза вплоть до их выхода из состава Союза. Некоторые черты данного сценария просматриваются в отношениях с Беларусью.

4. Воссоединение: новый Союз вокруг России. Опора на население. (Устойчивая федерация)

А. Параметры Повышение рождаемости русского населения, заметное повышение доходов на душу населения, развитие собственной экономики, повышение самосознания и гордости, борьба с коррупцией, провозглашение ценностей, объединяющих народы СНГ.
Б. Результат Краткосрочная перспектива: народы стран СНГ осознают перспективы развития российской экономики как наиболее сильной в этом регионе, а также отсталость собственных государств в отсутствии промышленного, технологического и образовательного потенциала, а также коррумпированность и клановость собственных элит, мало заботящихся о процветании государств. В результате народных волнений ("оранжевых революций" в пользу России) власть переходит к пророссийским оппозиционным силам, выступающим за интеграцию с Россией на условиях последней. В случае грамотных шагов со стороны России и снижения дестабилизирующих воздействий со стороны сторонних стран (прежде всего США и радикального ислама, поскольку революции и безвластие чреваты потерей контроля как в пользу России, так и в пользу других игроков) формируется Союз нового типа, на основе осознанного в народах единства и исторических перспектив. Данный Союз является значительно более прочным по сравнению с административным союзом.
Долгосрочная перспектива: в случае позитивной экономической динамики и грамотных шагов руководства Союза происходит быстрый рост союзной экономики, индустриализации среднеазиатских и кавказских и постиндустриализации европейских регионов Союза.

Вероятность реализации данного сценария мала, но присутствует. Этот сценарий, однако, требует серьезных усилий со стороны российской власти, требующих способности к диалогу с народом, активности и готовности к риску. Важно в любом случае не перегнуть палку, поскольку слишком резкие движения только оттолкнут народы стран СНГ, а для реализации сценария требуется их сильная заинтересованность в Союзе. Таким образом, Малинецкий считает, что РФ - временное образование. Что она не может существовать в ее нынешнем виде. Мнение вполне обоснованное.

Юрий Крупнов и его Диктатура развития

Мой большой друг Юрий Крупнов, известный ныне как основатель Движения развития, считает: страна попала в такое опасное положение, что спасти ее сможет только диктатура. Но особая. Не в лице туполобого и грубого генерала, а Диктатура развития - в лице интеллектуалов, генеральных конструкторов, исследователей и умелых управленцев. Максималист ли он? Не спешите с выводами. Сначала посмотрите, в какой заднице очутилась сегодняшняя РФ, несмотря на все эти миллиарды нефтедолларов и "укрепление государственности" в 2000-х годах. И оцените то, какие горы придется свернуть, дабы избежать русского коллапса. - Первейшее дело - остановить вымирание нашего народа. Мы имеем дело с эпидемией сверхсмертности и с катастрофически низкой рождаемостью. Без всякого преувеличения следует сказать: Россия погибает. РФ ежегодно теряет более 700 тысяч человек. Происходит ускоряющаяся депопуляция и вымирание страны. Россия - единственная страна в "восьмерке" крупнейших развитых государств, где в 1990-е убывало население. Минимум на 10,3 миллиона человек! Согласно прогнозу ООН, при сохранении существующих показателей смертности и рождаемости к середине XXI столетия численность населения России уменьшится со 142,7 до 101 миллиона человек. В то же время в мире идет бескомпромиссная борьба за природные ресурсы, до 40 и более процентов которых от всех мировых запасов сосредоточено в Российской Федерации. В этой ситуации долговременное существование страны с гигантской территорией и с быстро уменьшающимся населением невозможно.

Наше досье

Русские не только вымирают, но и после распада СССР деградируют физически. 23 мая 2007 г. РИА "Новости" сообщило: рост граждан РФ за последние десять лет сократился на 1,5 сантиметра. Об этом заявил главный специалист-эксперт педиатр Министерства социального развития и здравоохранения РФ Александр Баранов. "Сегодня наша российская нация (а таковая есть? Я думал, есть русские и другие народы РФ, - М.К.) превращается в самую низкорослую. За последние десять лет наша нация стала ниже на 1,5 сантиметра", - сказал он на совещании руководителей служб охраны материнства и детства и органов социальной защиты населения субъектов РФ. Кроме того, как отметил Баранов в своем выступлении, в России произошло снижение числа детей, имеющих нормальную массу тела. Из них 80 процентов имеют дефицит массы тела, а низкую массу тела имеет каждый пятый российский ребенок. Баранов также отметил, что у детей снизились силовые возможности - на 21 процент у девочек и на 18 процентов у мальчиков. По словам эксперта, подобная физическая деградация приводит к ежегодному уменьшению количества юношей, пригодных к служению в армии - так, в 2006 году количество пригодных для служения в армии призывников снизилось на 620 тысяч. Главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко в своем выступлении отметил проблему курения в России, которая приводит к множеству проблем со здоровьем. "Вовлечение наших детей в курение является нашим самым главным поражением", - сказал Онищенко. В свою очередь, Баранов предложил принять "отраслевую программу сохранения и укрепления здоровья детей", которая будет включать в себя диспансеризацию и оздоровление детей. По его мнению, в 2008 году на эти цели потребуется порядка 12 миллиардов рублей, а в 2009-2010 годах - 20 миллиардов 189 миллионов рублей. Таким образом, на три года потребуется около 32 миллиардов рублей. "Если вы хотите добиться хорошего результата в короткие сроки, нужны такие деньги", - заключил Баранов.
Ситуация чрезвычайная! Перед нами - демографическая катастрофа и небывалый цивилизационный вызов народам России и самому будущему нашей страны. Если мы не предпримем адекватных мер, то уже в ближайшие десятилетия станем свидетелями исчезновения России с карты мира по демографическим основаниям.
Таков главный вызов современной России. Для своей нейтрализации он требует адекватной государственной демографической политики.
Но почему мы мрем как мухи? В чем главная причина депопуляции? Она - в том противоестественном и разрушительном режиме воспроизводства собственного населения, возникшем с начала 1990-х годов прошлого века. Поэтому все мероприятия демографической политики следует разделить на три группы, направленные:
- на снижение сверхсмертности;
- на рост рождаемости;
- на повышение общей репродуктивной способности народа.
Миграционную политику надо рассматривать отдельно и не смешивать с решением демографических проблем. Никаких проблем массовым завозом таджиков и африканцев мы не решим, а только породим новые - смертельно опасные!
Губительную роль играет сверхсмертность. В Российской Федерации в расчете на тысячу человек населения ежегодно умирает вдвое больше, чем в Европе и США. Продолжительность жизни мужчины в России составляет неполные 59 лет - ниже, чем в Египте и Боливии. Аналогичный показатель в Старой Европе составляет в среднем 74 года. Первопричина сверхсмертности - в продолжающейся психической депрессии населения, которая вызвана неуверенностью в завтрашнем дне и отсутствием жизненной перспективы. Депрессия приводит к угнетению иммунной и других систем организма, способствуя развитию сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также стимулирует другие механизмы риска: вредные привычки (курение, алкоголизм, наркоманию), избыточный или недостаточный вес и т. д. Нам не помогут никакие пособия по рождению детей, никакие кредиты государства и пропагандистские ролики по телевизору, никакие увещевания церковников и речи политиков, покуда русские не обретут уверенности в завтрашнем дне. Пока они не избавятся от комплекса национальной неполноценности, не почувствуют вновь гордость за свою страну и не увидят достойной Общей Цели.
Исключительно российской спецификой можно считать чрезвычайно высокий уровень смертности в наиболее работоспособном возрасте. Вероятность смерти в возрасте от 15 до 60 лет в нашей стране в 3 и более раз выше, чем в странах Старой Европы. Погибают самые умелые и трудоспособные. Погибают те, кто мог бы оставить детей. Происходит что-то похожее на военное опустошение. Губительное действие депрессивного стрессового синдрома проявляется в чрезвычайно высоком уровне самоубийств. По ним страна занимает первое-второе (вместе с Литвой) место в мире. Количество самоубийц в Российской Федерации в три раза больше, чем в среднем по миру: на 100 тыс. человек населения - 43. (Для сравнения: Германия - 14, Франция - 20, Испания - 9, Португалия - 5,4, США - 14, Парагвай - 4,2.) Жители РФ не видят смысла жить в нынешней беспросветной, подлой, циничной реальности.
При этом практически не ведется системная работа в сфере здравоохранения по целенаправленному мониторингу и снижению смертности. В результате в 2002 году число смертей от сердечно-сосудистых заболеваний, дающих до половины всего числа смертей, составило в России 994 на 100 тыс. человек. В то время как в США - 317, а в Португалии - 363. Снижение смертности только по одному этому показателю до уровня стран Европейского союза увеличит продолжительность жизни в стране почти на семь лет. Но это - самые экстренные, неотложные меры. А в среднесрочном и долгосрочном плане приоритетом демографической политики должно стать кардинальное повышение рождаемости. Ибо без этого - никуда. Если только продлевать средний срок жизни, но не наращивать рождаемости среди славянского населения РФ, страна превратится в гигантский дом престарелых. Первопричина снижения рождаемости и высокой младенческой смертности - в низком нравственном и социально-экономическом статусе семьи. Это диктуется нынешними стереотипами поведения молодежи, отсутствием достойных жилищных условий, низким уровнем дохода, недоступностью для большинства семей необходимой медицинской помощи, примитивизацией структуры трудовой занятости, снижением статуса мужчин в обществе. Убийственное влияние на состояние рождаемости оказывает все тот же стрессовый синдром. В стране насчитывается около 5 миллионов бесплодных супружеских пар, из которых 3 миллиона страдают функциональными расстройствами, что можно быстро и эффективно лечить с помощью современных методов. Подобное лечение, однако, не проводится в значимом объеме из-за коммерциализации этого направления. Людям попросту не по карману бороться с бесплодием.
Для заметного повышения рождаемости необходимо создать механизмы особых приоритетов для трехдетной семьи: высокие пособия по рождению ребенка, жилье и иные преференции. Мы прогнозируем, что применение одной только этой меры приведет к росту количества детей в ближайшие пять лет на 1,0-1,5 миллиона.
Снижению сверхсмертности и повышению рождаемости будет содействовать создание атмосферы социального оптимизма и решительного развития. Именно это снимет с нас гнетущий стресс, вдохнет в наши души веру в великое будущее России. А это, в свой черед, требует организации масштабных государственных программ по социальному, макроэкономическому, пространственно-региональному и градостроительному развитию...

Остановим диктофон, читатель. Смотрите, что получается: все связано со всем. Какую бы жгучую проблему РФ мы сегодня ни взяли, все приходит к одному и тому же: необходимости создания Диктатуры развития, новой плановой экономики и верстке первого после 1991 г. Пятилетнего плана. И опять понимаешь глубину и ум Сталина, первым в мире применившего "технологию" пятилетних планов комплексного развития. Ведь сегодня мы не обойдемся без того же самого, пускай и на более высоком уровне организационных, производственных и социальных технологий.
Невозможно решить демографическую проблему, не решая заодно, например, проблему новой промышленной политики. А нынешнее правительство совершенно в духе дурного "либерализма" по Гайдару - Чубайсу силится решать проблемы поодиночке, изолированно. Отдельно - демографию, отдельно - жилье, отдельно - развитие индустрии и региональное развитие. Оттого весь этот "государственный идиотизм" обречен на бесславный провал.
Но продолжим слушать Крупнова...
- Все комплексно, взаимосвязано, - доказывает он. - Прибавлю сюда и социальную сферу. Ее также необходимо включать в общий план. Ведь в стране сегодня нет адекватной социальной политики. А та, что есть, не создает основы для элементарного воспроизводства человеческого потенциала! Социально-имущественное расслоение достигает до 15 и более децилей. При почти полном отсутствии действенных механизмов перераспределения доходов в пользу бедных категорий.
Особенно наглядно это проявляется в несбалансированности структуры доходов и расходов населения в регионах Дальнего Востока и Сибири. В Москве могут сколько угодно мусолить цитату из Ломоносова о приращении могущества страны Сибирью, но на деле делается все, чтобы РФ потеряла свои пространства за Уралом и по побережью Тихого океана. Так, расходы для проживающих в Дальневосточном федеральном округе по минимальному набору продуктов питания, величине прожиточного минимума и оплате жилищно-коммунальных услуг - от 2,2 до 4,8 раза выше, чем в среднем по Федерации. При этом главной причиной высоких расходов на ЖКУ является неудержимый рост тарифов на электроэнергию и тепло, которые на данный момент соответственно в 1,7 и 2,2 раза выше среднероссийских. В то же время средняя заработная плата в Дальневосточном федеральном округе превышает среднероссийскую лишь в 1,3 раза. Районные коэффициенты (составляют от 1,2 до 2 раз) и надбавки за стаж на Севере (составляют от 1,3 до 1,8 раза) выплачиваются только в государственном секторе экономики. Они не вносят решающего вклада в увеличение заработной платы граждан в целом.
Существование такого перекоса ведет к выдавливанию населения из этих стратегических регионов. Государство с его нелепой, людоедской политикой само расчищает территорию для экспансии соседних держав. То же самое касается и большинства регионов страны, особенно - сельских территорий и небольших городов. Показательно, что в надежде на улучшение своего положения за последние 15 лет более 46 миллионов человек - треть российского населения - сменили место жительства. Люди бегут с насиженных мест в поисках лучшей доли. И за кордон тоже. Знаете, каков отток из России населения трудоспособного возраста? За 2000-2005 гг. более 280 тысяч человек выехали из страны за рубеж на постоянное место жительства. Из РФ бегут высококвалифицированные специалисты. Среди них - 44 тысячи человек с высшим образованием,254 доктора и кандидата наук. За рубежом по контрактам работают 33 тысячи человек. Ежегодно свыше 15 тысяч женщин из РФ в возрасте 18-24 лет уезжают из страны по брачным приглашениям...
И удивляться тут нечему - добавим мы. Жизнь в РФ тупа и примитивна. Здесь неинтересно жить и работать. Это вам даже не поздний Советский Союз с его недостатками. Как бы то ни было, а в СССР 80-х годов молодой, образованный и головастый человек мог найти множество занятий в высокотехнологичных сферах, причем с хорошим заработком. Если ты хотел заниматься электроникой - к твоим услугам была огромная электронная промышленность, научно-исследовательские центры "по теме". Ты мог стать военным или гражданским летчиком, оператором ЭВМ или станка с числовым программным управлением. Мог превратиться в ракетостроителя или ракетчика, работать со спутниковыми системами. Мог защитить диссертацию по самым передовым направлениям научно-технического развития. Существовала система денежного поощрения за удачные технологические новшества. Ты мог стать биологом, химиком, физиком - и работать по своей профессии, причем не разгружать по вечерам вагоны, дабы подработать и не умереть с голоду. Мог служить в армии на должности специалиста по работе со сложными системами.
А что может предложить "либерально-криминальная" система в РФ? Примитивные рабочие места, не требующие ни ума, ни таланта. Годные и для существа с интеллектуальным уровнем обезьяны. Торговля. Сервис. Охрана. Проституция. Идти в науку сегодня - обрекать себя на нищету. Макроэкономический анализ показывает, что за 1990-е годы баланс трудовой занятости сместился в сторону малоквалифицированного труда при общем сокращении рабочих мест в высокотехнологической промышленности, особенно в области машиностроения и научно-конструкторских разработок.
- До сих пор, несмотря на громкие восторги по поводу "экономического роста в РФ", абсолютные значения объемов выпуска наиболее наукоемкой продукции показывают обвальное падение, - продолжает Крупнов. - Так, выпуск металлорежущих станков, который составляет основу станкостроения (отрасли, которая, в свою очередь, выступает основой машиностроения) за 1990-е годы снизился более чем в 10 раз. Даже в строительной сфере, что требует специалистов средней квалификации и в настоящее время переживает бум, уровень безработицы среди местного населения составляет до 10 %. Негативное влияние на структуру занятости собственного населения оказывает вытесняющее давление со стороны теневого рынка труда, который почти на 90 % формируется нелегальными мигрантами.
Вот поэтому люди и покидают РФ, где не могут найти ни достойного заработка, ни применения своим талантам. Где они не могут на свои заработки купить жилье и обеспечить жену с детьми. Где мужчина вынужден влачить жалкое существование, занимаясь не творческим трудом, а постылой работой по типу "подай-принеси", "обслужи", "купи-продай". Где он не может быть гордым и сильным главой семьи.
Критически ухудшает демографические параметры сложившаяся в России система распределения производимого совокупного добавочного продукта. Ведь страну грабит собственная "элита". Идет вывод значительной части данного продукта из внутреннего оборота. Прибавочный продукт исключается из использования в развитии общества. Проще говоря, ресурсы угоняются из страны. Подобная система обеспечивается разнообразными схемами вывоза стратегического сырья и оседания доходов от его продажи за пределами Российской Федерации.
И опять мы приходим к необходимости диктатуры и пятилеток развития, к идее сверхиндустриализации. Ведь ради повышения социально-экономического статуса мужчин и удовлетворения их профессиональных притязаний необходимо стимулировать промышленное развитие страны. А в нем делать ставку на высокотехнологичные уклады и сложный высококвалифицированный труд. Для системного совершенствования структуры трудовой занятости надо кардинально пересмотреть подходы к перераспределению общественного продукта в направлении создания перспективных рабочих мест и исправления структуры доходов в пользу основной массы работников. В частности, ввести прогрессивную шкалу подоходного налога, апробированную во всех цивилизованных странах. Необходимо отбирать большую долю доходов у сырьевых корпораций и сверхбогачей, чтобы направить эти средства в программы научно-технического развития, качественного перевооружения армии, в укрепление образовательных центров, медицинской системы и так далее.
А власть тем временем продолжает политику настоящего раздирания РФ. Продолжается рост неравномерности расселения и пространственного развития страны. Из-за внутренних миграций Центральный федеральный округ вобрал почти две трети населения. Сибирь же и Дальний Восток, богатые минеральными, лесными и биологическими ресурсами, преимущественно приграничные территории, потеряли более 1,2 миллиона жителей! Да так наши лучшие земли без всякой войны упадут в руки Китая! Для улучшения демографической ситуации нам нужно немедля приступить к организации центров развития страны в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Создание таких центров позволит не только остановить выезд с восточных территорий российского населения и противостоять нарастающему миграционному и экономическому давлению со стороны Китая, но и создать новый форпост внутрироссийского и мирового развития.
О чем мы еще не сказали, рисуя причины вымирания нашего народа? О мегаполисной урбанизации, об оттоке людей в большие города. Это усиливает скученность расселения в высокоэтажных домах, принуждает семьи к малодетности.
- И все последние потуги власти перебороть демографический кризис - пока лишь мертвому припарка, Юрий Васильевич?
- Да, ибо, по сути, в РФ нет и государственной демографической политики. Более того, происходит ее подмена политикой стимулирования миграции.
- Да, верно. Все еще господствующие в сфере управления экономикой страны господа либералы говорят нам: да нечего нам рождаемость повышать! Это, мол, только увеличит нагрузку на экономику. Будто бы мы существуем ради нее, а не она для нас. Дескать, все проблемы можно решить, только завозя в РФ миллионы людей из стран Азии и Африки... -...А это отвлекает от решения глубинных проблем воспроизводства собственного населения и является тупиковым путем. Пропагандируемое сегодня привлечение в страну мигрантов без коренного изменения существа демографической ситуации приведет лишь к тому, что въезжающие на территорию России станут объектом воздействия тех же негативных факторов, что действуют и сейчас. Да еще и очаги межнациональных конфликтов вспыхнут. И не где-нибудь, а в городах, в самом сердце страны.
Нам необходимо перейти к сильной демографической политике и сделать организацию демографического развития абсолютным национальным приоритетом! На сегодняшний день уже очевидно, что от преодоления демографической катастрофы напрямую зависит будущее России в целом, а демографическое развитие является интегральной функцией от развития страны. Все это значит, что проблему народонаселения следует сформулировать следующим образом: инерционное сохранение привычных для населения и руководства страны моделей, укладов и принципов жизни уже со второй половины прошлого века (точнее, с середины 1960-х годов) напрямую ведет к вымиранию населения России. Необходимо проектирование и введение принципиально новых механизмов общественного воспроизводства и развития. Причем именно в рамках планирования масштабного цивилизационного сдвига! В условиях Диктатуры развития. Тем, кто всерьез обеспокоен происходящим и желает улучшения демографической ситуации, следует мыслить трезво, реалистично и понимать: преодолеть демографическую катастрофу и добиться роста рождаемости возможно только через обретение нового мировоззрения и строительство новой цивилизации. По-другому, проще - не получится.
Необходимы живые творческие поиски самими людьми новых правильных "моделей своей жизни" и становление новых, обращенных в будущее страны и мира укладов жизни человеческих общностей...

Пространственный коллапс и мегаполисный тупик

- А ведь чиновные "андроиды" РФ этого зачастую просто не понимают. Случилось тут мне общаться с представителем политического бомонда. Так он искренне недоумевает: чего это народ ропщет и кулаки сжимает? Все же, по его мнению, обстоит прекрасно. Экономика растет, ВВП пухнет, золотовалютные резервы полнятся. Мол, в Федерации - 160 миллионов мобильных телефонов и 36 миллионов легковых авто. То бишь настала обильная и богатая жизнь...
- Типичный случай крайней ограниченности ума и убожества мировоззрения. Кто же еще может мерить счастье числом автомобилей? И еще не замечать при этом, что доходы в основном растут в Питере да Москве, в нефтедобывающих и транзитно-перевалочных регионах. Между прочим, политика нынешнего государства ведет к расколу страны и по другой линии. Продолжает нарастать крайняя неравномерность социально-экономического и гуманитарного развития регионов и макрорегионов России. Структура и характер расселения и пространственного развития становятся все более примитивными. Они несут прямую угрозу единству и безопасности страны.
Неравенство регионального развития в России продолжает усугубляться. Разрыв в объемах валового регионального продукта (ВРП) на душу населения между разными субъектами Российской Федерации составляет почти 20 раз и превышает различия в уровне развития стран так называемого "золотого миллиарда" и беднейших государств мира!
- То есть в пределах РФ существуют словно несколько разных стран: от самых нищих до сверхбогатых? Да ведь это же прямой путь к распаду РФ, ко "второй серии" после 1991 года!
- Увы, это так. И это чревато расколом Федерации. Душевое производство ВРП в десяти наиболее экономически развитых регионах России в 2005 году превышало среднестатистический уровень в 3,8 раза. Для сравнения: в 2000 году - 3,2 раза, а в 1998 - 2,5 раза. К 2004 году двенадцать субъектов Федерации из 89 обеспечивали более 50 % ВВП страны. В этих же регионах сосредоточились основные инвестиции и другие ресурсы экономики. Разрыв в социально-экономической ситуации становится основным социальным противоречием, порождающим политические конфликты. РФ уверенно шагает к распаду. В итоге это приводит прежде всего к катастрофическим провалам в демографии и к невиданной по масштабам внутренней миграции российского населения. В более чем половине российских регионов - 47 из 89 субъектов Российской Федерации - в 2005 году наблюдалось увеличение числа умерших. Превышение числа умерших над числом родившихся в целом по стране составило 1,6 раза, а в 23 регионах - 2,0-2,8 раза. Размах вариации продолжительности жизни для населения различных регионов в 2005 году достиг почти 23 лет. А по продолжительности жизни мужчин он превысил 25 лет, варьируя от 46,4 года в Корякском автономном округе до 71,7 года в Ингушетии.
Стоит еще раз напомнить, что за последние полтора десятилетия более 46 млн человек - треть российского населения - сменили место жительства в надежде принципиально улучшить и стабилизировать свое положение. При этом продолжается скапливание мигрирующего населения в Московском столичном регионе, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах Тюменской области, в Краснодарском и Ставропольском краях. В результате плотность населения на 1 кв. км в Центральном федеральном округе составляет 57,7 чел., Сибирском - 3,9 чел., Дальневосточном - 1,1 чел. При этом отток населения в 3-4 региона Российской Федерации не только продолжается, но и нарастает. Продолжается деградация подавляющего числа городов и районов, не являющихся федеральными, региональными центрами или мегаполисами. Катастрофической стала ситуация в сельских районах. Так, на момент переписи 2002 г. более чем 8,4 % сельских населенных пунктов были нежилыми, а в 22,4 % проживало не более 10 человек. Внутренняя миграция в единичные "острова нормальной жизни" сопровождается эмиграцией и выездом из страны наиболее квалифицированных, образованных и перспективных групп населения. Главной причиной продолжающейся "утечки умов" и общей эмиграции из страны служит отсутствие в стране иных - кроме Москвы и Санкт-Петербурга - региональных центров социально-экономического развития мирового уровня. Правда, и Москву с СПб считать центрами развития мирового класса можно считать лишь с большой натяжкой. По сравнению с Токио, Калифорнией, Пекином или Бомбеем-Мумбаи они, извините за выражение, ублюдочны. Неполноценны. В них преобладает спекулятивный тип хозяйства, резиденции сырьевых корпораций. Зато недопустимо мало процветающих технопарков и технополисов, сильных университетов планетарного значения, корпораций с высокотехнологичными производствами. Потому сегодняшние Москва и "град Петров" не могут выступать центрами притяжения стратегических групп населения - самых квалифицированных и образованных людей. Они ведь тянутся не к финансово-спекулятивному и сырьевому, а к инновационно-промышленному типу хозяйства. А потому и бегут из РФ.
Дальнейшее существование только одного безусловного центра экономической и социальной активности в Российской Федерации (Московский столичный регион) закрепляет критическую деформацию пространственной структуры страны и схемы расселения. Гипертрофированная "москвизация" выступает прямой угрозой целостности страны и уничтожает саму возможность для социально-экономического и демографического развития в подавляющем большинстве субъектов Федерации. Направление внутренней миграции и внешней иммиграции на Европейский центр и юг сохранится и будет усиливаться, если не будет осуществлена решительная государственная политика по созданию альтернативного центра или центров развития на территории Сибирского и Дальневосточного федерального округов.
Это требует коренного пересмотра государственной политики пространственного и регионального развития.
- Самое ужасное заключается в том, что череда правительств с 1992 года ничего делать для исправления такого положения даже не пытается...
- И вправду, на сегодня ключевые решения правительства и Минрегионразвития, несмотря на очевидные и разрушительные для единства и развития страны тенденции, направлены на дальнейшее усиление неравномерности регионального развития и ускорение выезда населения из депрессивных регионов!
К пространственной деградации и коллапсу приведет реализация заслушанной на заседании правительства Российской Федерации 30 июня 2005 г. Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Ведь в ней делается ставка на принцип поляризованного (или "сфокусированного") развития - то есть на отказ от политики выравнивания уровня регионального развития и концентрации финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в "опорных регионах" ("полюсах", "локомотивах" роста). Также не просто бессмысленной, но и прямо вредной выглядит разрабатываемая Минрегионразвития федеральная целевая программа "Повышение пространственной мобильности населения", которая исходит из якобы недостаточной мобильности российского населения и в случае принятия выступит дополнительным эффективным механизмом обезлюдивания и опустошения Дальнего Востока, а также всех малых городов и сельских районов, составляющих более 90 % территории Федерации.
- А ведь, Юрий Васильевич, вся политика российских правительств построена по принципу социал-дарвинизма: сильному - помоги, слабого - толкни и добей. Пусть, дескать, богатые регионы становятся все богаче, а бедные - все беднее. И плевать им на то, что в перекошенной экономике сырьевого придатка богатеют совсем не те, кто занимается производством будущего. В этом отношении кабинет Фрадкова, скажем, практически ничем не отличается от правительства Касьянова. И оба они, по сути дела, продолжали политику первого "реформаторского" Правительства РФ, кабинета Гайдара 1992 года. - Либерализм - это, увы, опасная болезнь. Оттого и нужно нам, носителям идеи развития, сплачиваться, чтобы вырвать судьбу страны из рук вот таких деятелей. Опасный разрыв между регионами РФ пока лишь нарастает. Особенно критической является ситуация, в которой оказалось население российского Дальнего Востока.
Это обусловлено прежде всего высокими расходами и относительно низкими доходами населения. Существенную роль в снижении привлекательности Дальнего Востока играет и практическая оторванность его населения от жизни "Большой Земли" (или как уже принято там говорить, "Запада" или даже "России"). Это обусловлено не только гигантскими расстояниями, но и высокими тарифами на транспортные перевозки. Они-то в настоящее время более чем в 3 раза выше тех, что были в 50-80-е годы прошлого века. Ведь тогда, в СССР, стоимость авиабилета составляла менее трети от средней месячной заработной платы. И каждый мог несколько раз в год съездить с Сахалина в коренную Россию и обратно. А сегодня цена авиабилета превышает размер заработка вдвое-втрое! Важно отметить и общую неустойчивость жизни на Дальнем Востоке, отсутствие социальных и иных гарантий, общий неблагоприятный фон от высокой смертности и низкой рождаемости, отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Все это также ведет к устойчивому депрессивному состоянию населения.
Кардинальное различие между ситуацией Дальнего Востока и Центра Европейской части Российской Федерации создает мощный градиент предпочтений не в пользу восточных регионов и способствует массовому выезду жителей в центральные районы или за рубеж. Начиная с 1989 г. численность уезжающих с Дальнего Востока абсолютно превышает численность приезжающих сюда. Он имеет устойчивое отрицательное миграционное сальдо. За последние 10 лет потеря собственного населения Дальнего Востока составила почти 1 миллион человек (при общей численности населения на 2002 г. - 6,5 млн душ. То есть оттуда сбежало более 12 % населения). Причем темпы сокращения населения Дальнего Востока почти вчетверо выше, чем по стране в целом. В результате плотность населения на 1 кв. км в Центральном федеральном округе составляет 57,7 человека, а в Дальневосточном - 1,1 человека.
Немаловажно, что население Дальнего Востока стало убывать впервые со времени освоения его русскими, причем это происходит не только на севере, но и в южных районах Дальнего Востока с оптимальным климатом. При этом соперником Дальнего Востока (в том числе в конкуренции за население и мигрантов) сегодня выступает наиболее развитый в стране Центральный регион России. Приобретения Центрального федерального округа во внутрироссийских миграциях, составившие 787 тыс. человек, были практически равны потерям Дальнего Востока, подтверждая тем самым даже количественно "полюсность" этих двух регионов. Более того, среди всех российских регионов РФ именно Дальний Восток был главным донором Центра, обеспечившим 28 % его миграционного прироста, полученного за счет внутренней миграции. Преодоление этих вот неравномерностей требует принятия системных мер по выравниванию социально-экономической ситуации на Дальнем Востоке по отношению к Центру Европейской части Российской Федерации, по организации сопоставимых уровня и качества жизни.
Основой должен стать дифференцированный подход к районам Дальнего Востока и создание адекватной системы районирования. Критерием правильности методик и законодательного обеспечения районирования надлежит сделать увеличение реальной заработной платы и общих доходов работающих и проживающих на Дальнем Востоке.

Для этого необходимо:
1. поднять размер пенсий и заработной платы до уровня фактических расходов населения;

2. предусмотреть целевые государственные субсидии на компенсацию тарифов на электроэнергию и тепловую энергию и на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также разработать и ввести механизмы государственного регулирования цен на энергетические, материально-технические ресурсы и продовольствие, а также транспортные тарифы;

3. существенно расширить круг лиц, имеющих право на льготы и субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, а также на получение жилищных сертификатов.

Однако одного выравнивания уже недостаточно. Необходимо решительное опережающее развитие всего нашего Дальнего Востока. Только так возможно переломить крайне опасную тенденцию: российский Дальний Восток все в большей степени становится независимым от федерального Центра. Это наглядно представлено в показателях экономического оборота Дальнего Востока. На связи с соседними странами приходится 18 %. На торговлю с остальными регионами России - только4 %. А остальные 78 % оборота составляют связи внутри самого дальневосточного региона. По сути, Дальний Восток к настоящему времени является уже скорее частью восточноазиатского экономического пространства, чем российского.
Какова будет следующая стадия? Правильно - отделение Дальнего Востока от гнобящей его Москвы.
Преодоление отчуждения Дальнего Востока от Российской Федерации как раз и требует выделения приоритетной проблемы: проектирования и создания Дальневосточного центра развития, сопоставимого с Московским столичным регионом. А тем более сравнимого с другими ведущими регионами страны и городами-миллионниками. Такой новый центр развития РФ выступит и новым очагом мирового развития. Для этого необходимы Новая Восточная политика России и особый Восточный проект. Грандиозный, с определением на Дальнем Востоке особой территории федерального статуса, что выступит пространственной основой для формирования нового центра развития. Опять-таки такая задача по плечу лишь Диктатуре развития. И стать она должна частью Пятилетки развития: сначала - первой, а затем и последующих пятилеток.
Дело облегчается тем, что к настоящему времени накоплен полуторавековой опыт интенсивного освоения Дальнего Востока. Имеются серьезные заделы и в последние пятнадцать лет. Так, еще в начале 1990-х годов был разработан и успешно включен в качестве самостоятельного раздела в федеральную целевую программу "Дальний Восток и Забайкалье" инновационный проект "Техноэкополис "Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Солнечный" ("Техноэкополис КАС"). В основе его лежит принцип объединения передовой науки, промышленности и образования в целях разработки и продвижения лидирующей продукции при бережном сохранении человеческого потенциала и жизни в целом на данной территории. Проект "Техноэкополис "Комсомольск - Амурск - Солнечный" стал ценным опытом по разработке и реализации на практике нового подхода к развитию проблемных регионов страны. Создание и развитие техноэкополиса резко уменьшит отток населения, прежде всего высококвалифицированных кадров. И вновь мы говорим: для осуществления такого проекта необходима Диктатура развития.
Большое значение имеет создание в начале 1990-х годов нового космодрома "Свободный" в Амурской области. Научно-промышленный высокотехнологический потенциал космодрома и обеспечивающего его деятельность ЗАТО, города Углегорска, является чрезвычайно важным ресурсом для опережающего развития Дальнего Востока. Но что мы видим? Никто в Москве не хочет задействовать потенциал "Свободного", правительство принимает решение о его закрытии! Именно здесь и сейчас необходима реализация проекта создания особого Амурского района, основанного на соорганизации в единую макрорегиональную систему космодрома "Свободный" и техноэкополиса "Комсомольск - Амурск-Солнечный" (КАС). Такой район мог бы стать целостной научно-образовательно-промышленной системой, ориентированной, в частности, на автономную космическую индустрию: от производства ракетоносителей (в том числе малого и среднего класса) на модернизированных производственных мощностях Комсомольска-на-Амуре и до их запуска с космодрома "Свободный".
Связывание в рамках особого района Тынды и Ванино позволяет довести до первично эффективного состояния Байкало-Амурскую магистраль, замысленную в оригинальном виде еще в 30-е годы прошлого века. Связывание Благовещенска, Биробиджана, Хабаровска и Ванино позволило бы не только построить систему эффективного транспортного сообщения, но и создать систему мирового производства уникальных биоресурсов, пищи наивысшего качества и разнообразных натуральных препаратов. Как для региона, так и на экспорт (соя, рыба, лекарственные растения, дикоросы, особые травы и деревья и проч.). Одно только правильное развитие рыбной отрасли на юге Дальнего Востока позволит создать как минимум 300 тысяч перспективных рабочих мест. Приоритетное значение имеют и крупномасштабные проекты в области энергетики. Например, развитие инновационной атомной энергетики.
Наконец, одним из важнейших условий развития Дальнего Востока становится развитие Восточной Сибири. Думаю, необходимо возвести в ранг отчетливой государственной политики ускоренное освоение Восточной Сибири. Именно оно обеспечит устойчивый экспорт энергоресурсов в страны Восточной Азии. Организация на территории Восточной Сибири ресурсно-промышленного района (по типу Тюменского освоения 60- 80-х годов прошлого века, но на принципиально новом уровне экологических требований) может и должна стать составной частью преодоления неравномерности пространственного и регионального развития РФ. Плацдармом такого переосвоения готова выступать Тюменская область, позиционирующая себя в качестве инновационного кластера в сфере нефтегазового оборудования и машиностроения.
Максимально быстрая организация центров развития страны в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке жизненно необходима для единства страны, преодоления диспропорции пространственного и регионального развития. Она несомненно улучшит социально-экономическую и демографическую ситуацию в Зауралье. Создание новых центров развития позволит не только остановить бегство граждан РФ с восточных территорий и противостоять нарастающему миграционному и экономическому давлению со стороны Китая, но и создаст новый форпост внутрироссийского и мирового развития!
- Но, по сути дела, мы все время возвращаемся к тому, что нам нужно создавать новую цивилизацию, и не меньше того!
- Именно так, и не иначе. И в градостроительстве тоже. Что выступает, скажем, одним из существенных факторов нашего вымирания? Нарастающая мегаполисная урбанизация, перенаселение громадных городов. Тут, в людских муравейниках, в тесноте типовых квартирок падает рождаемость. Зато растет смертность. Наши города давно стали мегамашинами по перемалыванию и уничтожению жизни.

В США и Западной Европе до 75 % граждан живут в односемейных домах. Менее 20 % - в многоэтажных. При этом до 7 % квартир в многоэтажных городах являются вторым и третьим, дополнительным жильем. В России же пропорция прямо обратная - в индивидуальных домах живет не более 29 % населения. Даже во вновь вводимом жилье доля индивидуальных построек не превышает 40 %. И это в ситуации, когда общие объемы вводимых площадей почти в 2 раза меньше, чем в 1989 г.! Всего в РФ за 1996-2000 годы сдано 160 миллионов кв. м (примерно столько строили в 50-е годы) против 343 миллионов кв. м в РСФСР за пятилетие 1986-1990 годов.
При этом учтем, что необходимо так или иначе повышать площади квартир, поскольку средняя жилищная обеспеченность на человека в РФ недопустимо низка на мировом фоне. В Российской Федерации она составляет 19,7 кв. м общей площади, а в Норвегии она равна 74 кв. м, во Франции - 43 кв. м, в Чехии - 28 кв. м, на Украине - 26 кв. м. И это при том, что население в РФ вымирает почти на миллион человек в год, старательно повышая данный показатель.
Чрезвычайно проблематичным становится и уже существующий жилой фонд. Даже без учета фонда панельных домов он включает 90 миллионов кв. м ветхого и аварийного жилья, объемы которого растут на 20-25 и более миллионов кв. м в год. 290 миллионов кв. м требуют неотложного капитального ремонта, 250 миллионов кв. м - реконструкции, около 400 миллионов кв. м фонда неблагоустроено.
Панельные жилые дома - проблема проблем. Настоящая мина под страну. Они составляют более половины фонда. Расчетный срок их планового капитального ремонта - максимум четверть века. Однако реально объемы ремонта составляют не более 0,3 % от их фонда при нормативе в 4-5 процентов. Очевидно, что и этот фонд деградирует, теряет потребительские качества, а общий износ всего массива жилого фонда превысил 50 %. Это говорит о приближении к рубежу, когда основная его часть станет непригодной для ремонта. Важно понимать, что капитальный ремонт по затратам фактически равен введению нового жилья. Получается, что снижение строительства нового жилья накладывается на резкое выбытие имеющегося. Уже к 2010 году не менее 3 миллионов семей физически окажется "на улице". И эта цифра при продлении существующей политики будет расти по экспоненте.
Поэтому, чтобы не снижать качество проживания, в ближайшие уже годы необходимо срочно начинать строить как минимум в три раза больше жилья: не менее 90 миллионов кв. м в год. А это, в свою очередь, требует троекратного увеличения строительных мощностей и их радикального технологического обновления.
Причем необходимо учесть, что жилищно-коммунальные инфраструктуры, без коих невозможно жить и стоимость которых в несколько раз выше, чем самих домов, изношены в среднем не менее чем на 80 %. Они практически не обновляются. Так, число аварий за последние 10 лет выросло в пять раз. Для первичного обновления ЖКХ необходимы средства, которые составляют сотни миллиардов долларов. Учтем еще, что основное количество жилья строится (а инфраструктура ЖКХ незначительно обновляется) всего-навсего в 12 самых крупных городах страны. Прежде всего в Москве. Остальные города не обновляются, стремительно ветшают и обезлюдиваются, не говоря уже о деревнях и поселках.
Таким образом, ситуация с расселением, жильем и жизнеобеспечением в Российской Федерации в своей основе определяется тенденциями, которые свойственны "третьему" и "четвертому" мирам. То есть нищим, "конченым" странам, где резко растет число больших, "пухнущих" мегаполисов с населением более 10 миллионов человек (уже к 2015 году, по прогнозам ООН, их число возрастет в 4 раза). И столь же резко ухудшается качество и уровень жизни в таких городах для основной массы их жителей. То есть мы активно участвуем в глобальных процессах мегаполисной пауперизации (обнищания) и "африканизации". Мы скатываемся к "цивилизации трущоб".
Наконец, немаловажно и то, что привычные нам в последние полвека формы жизни и расселения, выражающиеся в индустриальном скученно-городском многоэтажно-бетонном общежитии, абсолютно исчерпали себя. В развитом мире так уже никто не живет. Романтика "гигантских кирпичных корпусов" и "дымных труб", как традиционно описывают индустриальный идеал, более невозможна. Совсем виртуальной стала "та заводская проходная, что в люди вывела меня". Никто больше не видит смысла в работе ради работы, в производстве ради производства, в заработке ради заработка. Все более невозможными для жизни становятся и соответствующие гигантским производствам "экономические города", т. е. формы интенсивной общественной жизни вокруг "градообразующих" производств. Одни и те же жалобы на молодежь, которая не желает работать на заводах или на земле, мы слышим и от главы администрации неустроенного района в глухой российской глубинке, и от бургомистра "благополучного" городка в Центральной Германии.
Сложившийся в XX веке и по инерции продолжающийся сегодня тип российской урбанизации - большой город с многоэтажными микрорайонами - устарел и бесперспективен в веке XXI.
Все это в целом обозначает градостроительный и мегаполисный тупик. Мы оказались не в тактическом кризисе десяти или пусть даже пятидесяти лет, а в самом центре классического цивилизационно-формационного кризиса, когда справедливо и законно подвергаются сомнению и требуют коренного пересмотра буквально все основания и стороны привычной нам организации расселения и жизни.
- Что же выдвинет как альтернативу Диктатура развития?
- Альтернативой мегаполисной урбанизации будет переход к усадебной урбанизации. С основой в малоэтажном строительстве. Оно более отвечает специфике российских просторов и традиций. Оно создает фундамент для преобладания многодетных семей. Только смена курса с мегаполисной на усадебную урбанизацию позволит остановить уничтожение русской деревни.
В последние тридцать лет в развитых странах мира уже происходит революция в домостроении. Жилые дома, общественные здания и сам образ жизни под влиянием череды энергетических кризисов стали радикально эволюционировать. Сначала - в направлении энергоэффективности, а затем - и общей ресурсоэффективности, экологичности, автономности. На этих направлениях за последние десятилетия достигнуты столь впечатляющие результаты, что еще недавно они показались бы невозможными. Энерго - и ресурсоэффективные дома, требующие для своей эксплуатации многократно меньших ресурсов, строятся в некоторых странах уже в массовом порядке. Счет на введенные в эксплуатацию наиболее совершенные - энергопассивные (практически не нуждающиеся в отоплении) - дома идет уже на тысячи. В Евросоюзе действует программа по переходу к таким домам как к стандартным. При этом высокие эксплуатационные показатели зданий достигаются ценой весьма незначительного удорожания.
Однако вряд ли следует в очередной раз слепо перенимать опыт Запада. В Российской Федерации и Белоруссии имеются группы и команды специалистов, владеющих передовыми технологиями проектирования и строительства современных эффективных домов. Ими, например, разработаны проекты, позволяющие не только резко поднять потребительские и эксплуатационные характеристики зданий, но и удешевить их строительство. За счет чего? За счет использования в основном дешевых местных строительных материалов. При этом такие здания, вопреки распространенным предрассудкам, обладают отличными показателями и по капитальности (длительности службы), и по пожаробезопасности.
Объективно, в силу более суровых климатических условий, плоды домостроительной революции необходимы России в гораздо большей степени, чем другим странам. Но в практическом плане такая революция до сих пор обходит РФ стороной.
- Нам говорят, что многоэтажность экономит земельные площади, что одноэтажные города расползутся во все стороны...
- Мировой опыт однозначно свидетельствует: мнение о том, что "малоэтажка" подходит только для сельской местности или для пригородов, лишь отчасти справедливо для обычной малоэтажной застройки. Но не для экологической! Градостроительный анализ показывает, что города из экологических и энергопассивных малоэтажных зданий будут иметь новую структуру функционального зонирования, но займут приблизительно ту же самую площадь, что и существующие, многоэтажные. Это произойдет за счет более рационального использования территории. В том числе за счет сокращения площадей под промышленность и инженерную инфраструктуру. Таким образом, уплотненная застройка малоэтажными экологическими домами позволит создавать города столь же компактные, как и нынешние.
Надо принципиально по-новому посмотреть на проблему жилища: не как на головную боль для каждой семьи (как сегодня) или для государства (как вчера), а как на цивилизационный вызов. И вместе с тем как на уникальный способ одновременного решения социальных, экономических и других привычных нам вопросов. Как? Через переход на принципиально новое усадебное расселение и к новым экономичным и здоровым городским формам жизни. Ключевой момент сегодня состоит в переходе страны к новому типу расселения - в собственных усадьбах и малоэтажных домах. Необходима альтернативная - малоэтажная, экологическая, усадебная - урбанизация как главная программа страны. И соответствующее новое градостроение - как странообразующая отрасль...

Выключим диктофон. Вдумаемся в расклады, сделанные Крупновым. О чем они говорят?

О том, что в 2010-е нас ждут удары исторических цунами.
О том, что РФ в ее теперешнем виде никуда не годится. Смурная, наспех сляпанная государственность, порожденная криминальной революцией 1991 года, РосФедерация работает на собственный развал и ускоренное уничтожение русского народа. Она, став нефтесырьевой провинцией, не может решать сложные, многогранные задачи.
А значит, во имя жизни нам нужно превратить РФ в новую страну. С диктатурой развития. Кто-то назовет ее СССР-2, кто-то - Российской неоимперией. Но это уже не суть важно. В любом случае в 2010-е годы с наследием 1991 года придется безжалостно покончить.