Загадка Магических способностей
С давних времен способности некоторых людей выходили за пределы обыденного круга возможностей. Предсказания будущего, провИдение прошлого, наложение и снятие заклятий, дистанционное внушение √ все это традиционно относилось за счет магии. Поскольку это существенно выходит за границы существующих представлений о реалиях окружающего мира, принятых в западном обществе, в рамках западной традиции эти явления относят к числу явлений сверхъестественных. В реальности ничего сверхъестественного в этих явлениях нет, просто научное изучение этих проблем началось совсем недавно, а до того они были предметом шарлатанско-мистических и оккультных толкований.
В западной интеллектуальной традиции интерпретация парапсихических явлений носит характер крайне запутанный, мистифицированный и, прямо скажем, дикий. Поскольку в рамках позитивистской научной традиции не существует адекватных механизмов описания ряда явлений, связанных с правополушарной активностью, в рамках этой традиции такие явления признаются несуществующими, порождениями "больного воображения". Тот факт, что порождения воображения и степень его болезненности также могут быть предметом обсуждения и научного исследования, во внимание не принимается.
С другой стороны реальность такого рода явлений есть факт, данный нам в ощущении. Естественно, он привлекает общественное внимание. Это внимание является предметом эксплуатации для разного рода шарлатанов, которые вокруг такого рода явлений накручивают массу мистических, магических эзотерических и фантастических интерпретаций. В результате явления невербального взаимодействия людей извращаются и превращаются в больном воображении всякого рода магов в некие сверхвозможности и сверхсилы.
При этом начисто игнорируется тот факт, что в социальной жизни мы что-то не замечаем присутствия этих сверхсил иначе бы давно уже колдуны взяли власть над миром.
Причины мистификации парапсихической активности
Такое положение дел имеет две причины. Первая из них лежит в характере западного образа мыслей, да и человеческого мышления вообще, характеризующегося левополушарным доминированием. В результате последнего факта человек склонен признавать объяснением только описание явления в формах, доступных левополушарной активности.
Все явления описываемы в логике левополушарных механизмов восприятия, но одни больше, а другие меньше. Как говорил Гете, "сущее не делится на разум без остатка". Если говорить о явлениях, характерных специфически для правополушарной активности, то требовать от них адекватного описания, доступного левополушарным механизмам восприятия, было бы смешно. В силу этого эта группа явлений репрессируется культурой аналогично тому, как в индивидуальной психике доминирующее левое полушарие подавляет правополушарную активность. В результате позитивистская наука и не желает признавать существование этих явлений. Такова первая причина.
Второй причиной является заинтересованность определенных социальных сил в крайнем запутывании всего, что связано с этими механизмами. Дело в том, что эти механизмы, разумеется, в той или иной форме изучены в рамках ряда школ. И хотя часто это изучение сильно запутано всяческой эзотерикой и мистикой, это не мешает обладателям такого знания использовать эти механизмы к своей пользе. Последнее создает им заметные конкурентные преимущества, которые не хотелось бы терять в случае широкого распространения такого рода умений. А потому и происходит накручивание комичных и идиотских интерпретаций, дабы убедить публику в иллюзорности самих изучаемых явлений.
Наука и магия
Существует достаточно глубокая и строгая научная интерпретация фактологии правополушарной активности, связанных с этим феноменов. Однако, эта наука неизбежно сложна. Интерпретация этих феноменов опирается на огромный фундамент нейропсихогических и физиологических концепций, психологических теорий и т.п. Для того, чтобы изложить эту интерпретацию необходим целый университетский курс психологии.
Эта сложность ставит каждого, кто говорит о феноменах дистанционного действия правополушарной активности и коллективного бессознательного вообще, перед двумя альтернативами, каждая из которых не может его удовлетворить: либо читать огромный университетский курс психологии, весьма скучный, как любая рациональная наука, либо же броситься в омут эрзацев, простых и неверных теорий, ничего не объясняющих и потому запутывающих и мистифицирующих предмет.
Оказавшись перед подобным выбором, я предпочту отказаться как от первого пути, так и от второго. От первого потому, что предметом Школы Эффективных Лидеров является не теоретическая, но практическая подготовка, а значит теоретические массивы здесь неуместны. От второго потому, что не собираюсь заниматься шарлатанством и сомнительными спекуляциями, создающими иллюзию объяснения проблемы, не объясняя ее по существу. В рамках ШЭЛ я выбрал третий путь, в рамках которого курсанты на практике могут освоить все эти феномены в рамках специфических тренингов и оценить их реальность помимо теоретических интерпретаций.
И все же коротко о сути парапсихических феноменов сказать надо.
Взаимное индуцирование
В основе суггестивного механизма, который осваивается в ШЭЛ в первом семестре, лежит возникновение временной зависимости индуцируемого от воли индуктора, либо же ослабление защитных механизмов критичности, которое позволяет обращаться напрямую к бессознательному индуцируемого. В основе парапсихических явлений "неконтактной" передачи воздействия лежат аналогичные механизмы, связанные с явлениями подпороговой перцепции, то есть неосознаваемого восприятия слабых сигналов.
Бесчисленное количество причудливо связанных контуров биотоков в правом полушарии в очень интересной форме отражает мир коллективного бессознательного. По сути, мы при каждом, даже отдаленном контакте, лишь оказавшись в поле зрения, индуцируем друг друга. По огромному множеству незаметных сознательному взору импульсов, мы усваиваем, "считываем" друг с друга информацию не только (и не столько!) о психическом состоянии другого, сколько информацию обобщенную, отражающую сумму всех предыдущих его встреч. В каждом акте индукции происходит "взаимоподстройка" контуров, так что человек оказывается как бы носителем информации о коллективном бессознательном всего человечества, как оно видится с его позиции, с его точки зрения.
Вплетая в свою модель коллективного бессознательного определенный посыл, вы делаете его частью всего этого процесса. Очень скоро через цепочку взаимоиндукций он становится частью почти всех индивидуальных моделей этого коллективного бессознательного. Конечно, он никак не воздействует на тех, кого он не касается непосредственно они являются его пассивными носителями и индукторами. Но как только он окажется вплетен в модель коллективного бессознательного того лица, которому посыл адресован, он немедленно реализуется в действие, становится фактом его психической жизни.
Это конечно, крайне грубое и совершенно недостаточное описание процесса телепатического воздействия. На самом деле он ничего не объясняет, а только дает смутное представление о том, в какой плоскости лежит научное объяснение парапсихических процессов. Цель этого объяснения заключается в том, чтобы уберечь Вас от заблуждений и спекуляций.
Прежде всего не существует никакого дальнодействия, никакого поля и никакого процесса передачи мысли через физические носители, которыми пытаются объяснить явление телепатии недобросовестные толкователи. Не существует ⌠торсионных полей■, через которые якобы передается мысль. Не существует способности усилием воли управлять всякого рода физическими полями и через них воздействовать на другого человека и физические явления. Не существует магических способов вызывать усилием воли землетрясения и двигать горы все это недобросовестные спекуляции на парапсихических явлениях.
В основе механизма взаимного индуцирования лежит открытый в 1946 году моим покойным учителем академиком Г.В.Гершуни механизм подпороговой перцепции, неосознанного восприятия слабых сигналов. Именно на этом уровне взаимодействия и осуществляется рефлекторная передача сигналов и взаимонастройка многочисленных контуров биотоков правого полушария. Все передается от человека к человеку без всякого задействования потусторонних сил через элементарные рефлекторные цепочки. И только системные феномены, возникающие в результате сложного взаимодействия многочисленных рефлекторных цепочек, позволяют нашему мозгу специфическим образом отражать столь содержательную информацию о коллективном бессознательном всего человечества.
Коллективное бессознательное и парапсихическое общение через его посредство не являются специфически человеческими феноменами. Как раз наоборот они присущи всему животному миру. Более того, животные часто только этот вид общения и знают. Именно парапсихическое общение позволяет птицам сбиваться в стаи, а пчелам и муравьям координировать свои действия - заметьте, без единого координирующего центра, на базе довольно примитивных индивидуальных рефлекторных систем. Парапсихическое общение дает животным возможность быть в курсе переживаний друг друга без всякой сознательной деятельности.
У человека способность к общению через коллективное бессознательное была существенно подавлена вместе с подавлением всей правополушарной активности в процессе становления сознания и вербально-логического мышления. Организация сознательных, обладающих речью личностей оказалась несравненно эффективней муравьиной организации через рефлекторно-бессознательный механизм. Именно благодаря своей инвалидности в плане доступа к ресурсам коллективного бессознательного человек смог выработать способности социальной организации и вербального общения, развить способность вербального общения до неимоверных высот.
Собственно, так и происходит развитие всех систем. Сначала √ отрицание некоего свойства, дающее возможность развиться противоположному, а затем √ отрицание отрицания, вовзращение к отвергнутому, но уже на более высоком уровне, с сохранением преимуществ, достигнутых развитием антитезы.
Возвращение к невербалике
Если с точки зрения пользы всего человечества подавление правополушарной активности представляется вполне оправданным, то с точки зрения Ваших личных интересов доступ к ресурсам, связанным с правополушарной активностью, является дополнительным конкурентным преимуществом.
Поэтому уже во втором семестре в курсе ШЭЛ
на базе ранее освоенных механизмов стимулирования правополушарной активности, интуиции и суггестии курсантам предлагается пройти тренинги по развитию механизмов работы со своим и коллективным бессознательным, освоить парапсихические механизмы.
При работе с парапсихическими явлениями следует иметь в виду, что все они находятся ВНУТРИ вашего воображения, что Вы работаете ТОЛЬКО с собственной психикой и Вам подвластна способность лишь чуть-чуть изменять ее структуру. Ваше воздействие на коллективное бессознательное возможно лишь ПОСРЕДСТВОМ воздействия на собственную психику. Ваше воздействие на другого осуществляется лишь через посредство коллективного бессознательного путем изменения Вашей собственной психики.
Таким образом, абсолютно правильны все утверждения скептиков-позитивистов о том, что вся парапсихическая деятельность существует лишь в воображении того, кто ей занимается, является фактом лишь его собственной психической жизни, сугубо субъективным явлением. Они не правы лишь в том, что считают невозможной объективацию этих субъективных явлений психики лишь потому, что они не могут указать понятный им механизм такой объективации.
Объективация субъективностей и стратегия воздействия
Объективация индивидуальных субъективных феноменов лежит в основе всей социальной жизни индивида. Через уже известный нам процесс социализации индивидуальная психика усваивает коллективные запреты. Наоборот, родившиеся в чьей-то психике явления объективируются через вербальные контакты и публикации.
Когда я прихожу на рынок, мое ощущение полезности вещи есть факт моей субъективной психической жизни. Продавец имеет свое ощущение ценности. Если я не готов дать больше, чем согласен взять за нее продавец, покупки не будет. При этом оба мы ориентируемся на то, сколько могут дать другие покупатели и сколько хотят другие продавцы. В конце концов в результате случайных или закономерных актов торга часть продавцов находит своих покупателей и возникает устойчивая рыночная цена вещи. А эта цена феномен объективный, существующий в реальном мире. Это отличает ее от моего ощущения полезности вещи, существующего лишь в моей психике.
Таким образом, цена есть коллективная объективация субъективных феноменов наших индивидуальных ощущений полезности. Рождается она в процессе торга, то есть общения, контакта особого рода.
В результате контакта особого рода происходит объективация научных теорий, технических решений и художественных произведений, которые изначально рождаются как феномены сугубо субъективные, порождения фантазий их авторов. Во всех этих случаях частью объективации является и верификация этих ментальных конструкций, сопоставление их с некой реальностью на предмет соответствия.
В случае технического решения верификацией является проверка практической его пригодности для решения задачи. Без этого оно отбраковывается (но все равно становится объективно существующим явлением - непригодным решением). В случае научной теории верифицируется ее соответствие принятым данным поколением критериям "научности" и принадлежность ее автора к кругу сертифицированных членов научного сообщества. В случае художественного произведения традиционного типа верифицируется его способность удовлетворять некие интересы потребителя. В случае модернистского произведения искусства артмир сам устанавливает, что есть произведение искусства, так что верификацией является экспертное мнение сертифицированых его членов.
По сути весь процесс человеческого общения есть процесс объективации субъективных феноменов. И вполне очевидно, что параллельно с объективацией феноменов коллективного сознания, происходящих из доступных сознанию субъективных феноменов, идет процесс объективации и феноменов коллективного бессознательного.
Определенные порождения Вашей субъективной фантазии, будучи объективированы, могут оказать существенное влияние на человечество в целом или на отдельных людей - будь то повесть "Властелин колец", теория относительности, черный квадрат на холсте или грамотно составленная клевета на какого-нибудь Милошевича. Аналогичным образом определенные феномены Вашего бессознательного могут объективироваться в коллективном бессознательном в значимые для отдельного человека или больших групп людей явления.
Очень важно не переоценить возможности такого влияния. Они ограничены в еще большей степени, нежели возможности ментального влияния на сознательном уровне. Влияние грамотно построенного учения, как-то конфуцианство, кальвинизм или марксизм оказывается несравненно большим, нежели любое парапсихическое воздействие. Однако и подобные учения никогда не дают непосредственной оперативной власти в руки их создателям, распространяя их власть лишь на стратегические моменты развития человечества.
Например, существует немало мифов о том, как Баффет при помощи магических действий провоцировал панику на бирже. На самом деле та же биржа как социальный институт имеет множество рациональных механизмов блокирования реализации решений, проистекающих из панических настроений. У каждого брокера, у каждого биржевого игрока есть определенная процедура, которая заставляет его принимать в расчет множество рациональных моментов и ориентироваться на них, а не на свое настроение. В силу этого одним лишь парапсихическим влиянием на биржевое сообщество даже самый сильный индуктор не сможет добиться существенного сдвига в процессе принятия решений там.
Другое дело, если это воздействие окажется частью мощной рациональной стратегии, в рамках которой будет создано для массы рациональное обоснование принятия нужных стратегу решений. В этом случае запуск в нужный момент механизмов паники может существенно усилить результат введения этой стратегии.
Имея это в виду следует выработать взвешенное и реалистическое отношение к тем конкурентным преимуществам, которые дает овладение парапсихическими механизмами. Само по себе владение ими мало что дает. Бывает, ими владеет в какой-то мере и истеричка, но максимум, что она может навести порчу на соседку без всякой пользы для себя. В любом случае, комично думать, что обладатели таких способностей приобретают какую-то существенную власть.
Курсанты ШЭЛ изучают механизмы парапсихического воздействия на коллективное бессознательное и бессознательное отдельных людей не сами по себе. Они изучаются в контексте широкого инструментария управления реальностью √ коммуникативной компетентности, стратегического планирования, построения мессаджей для управления массами (PR и реклама), построения и развития организаций, управления ими. Вместе с этим инструментарием, в сплаве с ним магические способности и возможности способны дать действительно существенные результаты для реализации масштабных проектов и воздействий, для реализации далеко идущих личных и общественных целей.
четверг, 26 июня 2008 г.
Наука лидерства
Лидер, группа и успех
Кто же такой лидер?
Кто такой лидер? Точного определения этого понятия не существует - ни в науке, ни в обыденном языке.
Тот, кто вырвался вперед на соревнованиях - лидер.
Тот, кому верят многие - лидер.
Тот, за кем идут - лидер.
Тот, кто успешен в жизни - лидер.
Тот, кто умеет организовать людей - лидер.
Тот, кто имеет популярность в какой-то группе - лидер.
Впрочем, все эти определения - вне контекста. Лидер где? Чей? Для чего?
Например, лидер малой группы - это одно. Лидер общественного мнения - другое. Национальный лидер - третье. Лидер в спорте или в учебе - четвертое.
Тот, кто оказывается лидером в одной ситуации, никак не может оказаться им в другой. Значит, лидер ситуативен?
Тут самое время вспомнить Толстого, утверждавшего будто лидер выявляется совершенно случайно: идет стадо баранов на пастбище - один баран впереди, его ученый и записал в лидеры. Повернуло стадо к водопою - другой баран впереди и теперь его исследователь примет за вожака...
И все же лидер - нечто реальное. Да, он ситуативен. Но не каждый в той или иной ситуации станет лидером. Сочетание определенных качеств личности и определенных качеств ситуации рождает лидера.
Как рождает?
Запомним этот вопрос. Нам еще придется вернуться к нему.
Итак, в той или иной мере понятие "лидер" ассоциируется у нас с человеком, за которым идут другие люди. С человеком, авторитет которого признают. С человеком, который способен проявлять власть.
Но есть и другое содержание понятия "лидер" - это человек успеха. Лидерами признаются наиболее успешные в своей сфере деятельности люди.
Всегда ли успех и авторитет совпадают? Далеко не всегда. Есть ли между ними существенная связь? Несомненно есть.
Какова природа этой связи? И этот вопрос нам придется обсудить.
Комплементарная функция лидера
Итак, мы поставили два вопроса. Чтобы приблизиться к их пониманию, придется задуматься над ролью лидера в группе.
Группе надо выжить. У нее есть инстинкт самосохранения. Это - групповой инстинкт. Он проявляется именно у группы, а не у отдельных е членов. Но проявляется он через поведение, конечно, конкретных людей.
Группа имеет цель. Ее надо достичь. Это тоже групповой инстинкт.
Кроме того, у каждого члена группы существуют три потребности, которые он удовлетворяет в группе и ради которых он в ней участвует:
o потребность в контроле за внешней средой, в обеспечении ее удобного для себя состояния. Человек хочет безопасности, предсказуемости окружающего мира, защиты, взаимопомощи. Это группа ему дает.
o потребность во включенности в группу, снимающая груз излишней ответственности. Человеку трудно самому принимать решения. Удобнее переложить ответственность за их принятие на группу. Снижается ответственность перед собой, не себя надо винить в случае возникновения проблем.
o потребность в эмоциональном контакте, положительном эмоциональном подкреплении, в любви. От других членов группы мы ждем, что они "свои", "хорошие".
Удовлетворение этих потребностей составляет суть бессознательной жизни отдельной личности в группе. Описание такой жизни дал в своей теории межличностных отношений американский психоаналитик Вильям Шутц.
С другой стороны, существует и групповая потребность в достижении цели.
Итак, групповая динамика представляет собой противоречие, столкновение частных и групповых интересов. Диалектика этого столкновения развивается обычно бессознательно. Только мастер-психолог умеет в той или иной степени сознательно контролировать этот процесс.
Функции лидера возникают из этих двух противоречивых сторон жизни группы.
По отношению к внешней цели, к деловой сфере жизни группы, можно выделить такие его функции, как:
· Осознание групповой цели;
· Анализ и контроль внешней среды;
· Выработка плана достижения цели;
· Распределение обязанностей и организации взаимодействий;
· Контроль приближения к цели и коррекция деятельности группы.
По отношению к внутренней жизни группы у лидера возникают следующие функции:
· Обеспечение внешней безопасности группы, поддержание контактов и взаимодействия с другими группами;
· обеспечение включенности членов группы в нее;
· обеспечение самостийности члена группы, чтобы он не терял свою индивидуальность, так как угроза такой потери подвигнет его к деструктивным действиям;
· обеспечение работоспособности групповой структуры, контроля и влияния одних членов группы на других, потребного для достижения групповой цели, выполнения намеченного плана.
· ограничение контроля, распределение ответственности и власти в группе оптимальным образом;
· обеспечение достаточной психологической близости и совместимости членов группы, предохранение от склоки;
· предупреждение избыточных взаимных симпатий, так как это чревато превалированием личных отношений над движением к цели, то есть все той же склокой;
· координация индивидуальных способов решения проблем так, чтобы они не противоречили, но дополняли друг друга;
· максимизация задействованности возможностей и способностей членов группы на достижение цели:
Одни из этих функций по виду чуть ли не прямо противоположны другим. Требуется обеспечивать включенность и ограничивать ее, организовывать контроль и ограничивать его, добиваться психологической близости и смотреть, чтобы ее не было в избытке...
Все эти противоречия диктуются самой природой группы. Ведь группа - это процесс, система в процессе, и как всякая динамическая система она развивается в единстве противоположностей, разрешение конфликтов между которыми и является источником движения. В этих условиях функция лидера - стабилизировать это движение, удерживать его в границах меры. Поэтому ему приходится компенсировать то в жизни группы, чего ей не хватает в данный момент. Не хватает близости - надо ее налаживать. Излишняя близость - надо ее разрушать.
В этом и проявляется компенсаторная, или выражаясь словами Шутца, комплементарная функция лидера в группе. Лидер - стабилизатор группового взаимодействия.
Но лидер - и разрушитель стабильности. Он вынужден это делать, направляя группу на достижение внешней цели. Так что, функция лидера двояка, а сам он - воплощенное противоречие. И только гармонически сочетая в себе эти противоположности, он может состояться как лидер.
В рамках курса ШЭЛ мы учимся сознательно контролировать, осознавать и понимать эти процессы, направлять их в нужное русло. Сознательный контроль помогает проявиться таланту лидера. Рефлексия происходящего помогает развивать этот талант, настраивать интуицию.
Эффективный лидер
Эффективность лидера в группе определяется качеством выполнения им комплементарной функции. Эффективность лидера в обществе определяется тем, как он выполняет эту комплементарную функцию для общества в целом.
Он может лишь частично замыкать на себя выполнение комплементарной функции. Этого достаточно для того, чтобы быть "одним из" лидеров социума, нации, большой социальной группы, малой группы. Замыкая на себя решение самых важных реальных проблем, человек становится лидером для тех, чьи проблемы решаются благодаря ему. И он остается лидером вне зависимости от прочих своих качеств, форм поведения, психологических особенностей. Его принимают таким, каков он есть - до тех пор, пока он выполняет комплементарную функцию и нет никого, кто выполнял бы ее эффективнее. Например, психические качества Жириновского традиционно являются предметом насмешек. Однако, это не мешает ему выполнять лидерскую функцию для значительной части русского общества.
Итак, эффективность лидера определяется степенью эффективности выполнения им комплементарной функции лидера.
Нужны ли для этого особые личные качества?
Да, нужны.
Какие?
Те, которые ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС позволяют выполнять комплементарную функцию.
Лидер - для чего?
Выдвигаясь на лидерскую позицию, человек по сути берет на себя решение чужих (групповых) проблем. Делает ли он это бескорыстно? Альтруист ли он?
При первом рассмотрении можно подумать, что люди делятся на альтруистов и эгоистов, и именно так и проявляются в лидерстве. На самом деле лидер ВСЕГДА принимает на себя решение чужих проблем ради решения своих собственных. По сути, действия в интересах группы - всего лишь его способ решать свои проблемы.
Проблемы могут быть разные. От банального обогащения и удовлетворения амбиций до проблем, связанных с более тонкими духовными планами. Лидерство может быть необходимо для самореализации.
Одни хотят быть, другие хотят иметь. Но всегда они действуют ДЛЯ СЕБЯ.
Целью лидера всегда является личный успех. Он может проявляться в разных формах. Он может выражаться в разных потребностях. Он может достигаться разными способами. Но всегда это -успех.
Поэтому лидер - человек успеха.
Поэтому человек успеха - лидер.
Стремление к личному успеху - необходимое условие лидерства.
Личный успех и общество
Чем больше в обществе успешных людей, тем счастливее и успешнее само это общество.
Личный успех - Ваш вклад в процветание общества.
Если Вы достигаете личного успеха - Вы приносите пользу всему обществу. Чем успешнее общество в целом, тем больше шанс на успех для других.
Поднимаясь в высоту, вы улучшаете шансы других на успех.
Неудачник тянет общество назад. Он ворует у него успешность. Чем больше в обществе неудачников, тем меньше шансы остальных на успех.
Обычно неудачник старается оправдать свои неудачи и свою никчемность. Для этого он придумывает идеологии двух типов.
Первый тип идеологии неудачника - "социальная справедливость". Неудчник говорит тем, кто стремится к успеху: вы украли мой успех. Поэтому Вы должны поделиться, компенсировать мне мои неудачи, добровольно отдав часть заработанного. Тогда всем будет хорошо. Тогда Вы искупите свою вину за мои неудачи.
Второй тип идеологии - "патриотизм", который Черчилль назвал "последним прибежищем негодяя". Патриот говорит тем, кто стремится к успеху: Ваш личный успех вы воруете у нации. Поэтому Вы должны добровольно тянуть меня вверх, давать мне льготы, признавать мое равенство с вами - потому что я тоже русский (тоже немец, тоже чеченец, тоже пакистанец).
У этого типа идеологии есть разновидность - нацизм. Нацист говорит: я радею за нацию, поэтому только я - русский. Вы - неполноценные русские. Вы должны признать мое превосходство и добровольно отдавать мне часть или все, что есть у Вас.
В этих мессаджах слово "русский" можно заменить на "немец", "украинец", "итальянец" и др. Содержание везде одинаково. Неудачники требуют, чтобы им дали распоряжаться возможностями и имуществом успешных людей. Они считают, что распорядятся им лучше.
На самом деле неудачник распорядится всем, чем угодно, неизбежно хуже, чем человек успеха. Чем больше уступок делается неудачникам в обществе, чем более принимает оно "социальную справедливость" и "патриотизм", тем менее оно успешно.
Кому сопутствует успех?
В США есть много различных диаспор. Есть китайская. Есть ирландская. Есть армянская. Есть мексиканская. И есть русская.
В США есть много миллионеров. Миллионеры есть в каждой диаспоре. Только число миллионеров на 1000 человек - удельное их число - для каждой диаспоры разное.
В какой диаспоре больше всего удельное число миллионеров?
В русской.
Россия - бедная страна. У нее самая большая территория, самые большие природные богатства, недавно были самые талантливые ученые и инженеры. И все же Россия - бедная страна.
Тем не менее выходцы из России имеют хорошие шансы в самой конкурентной стране мира - США. Почему бы им не достичь такого же успеха в России?
Чем же отличаются те русские, которые стали миллионерами в США, от тех, что ни в России, ни в эмиграции никаких успехов не достигли?
Может, дело в таланте?
Но разве мало среди неудачников талантливых людей?
Может дело в связях?
Но разве мало среди миллионеров людей, сделавших себя сами, с нуля? В последние годы их становится все больше.
Может дело в энергичности?
Но мало ли энергичных неудачников…
Так все же, что отличает людей успеха от неудачников?
Есть несколько свойств личности, исчерпывающих этот список.
· Внутренняя свобода.
· Психическая устойчивость.
· Активная позиция. Стратегический тип мышления.
Кто же такой лидер?
Кто такой лидер? Точного определения этого понятия не существует - ни в науке, ни в обыденном языке.
Тот, кто вырвался вперед на соревнованиях - лидер.
Тот, кому верят многие - лидер.
Тот, за кем идут - лидер.
Тот, кто успешен в жизни - лидер.
Тот, кто умеет организовать людей - лидер.
Тот, кто имеет популярность в какой-то группе - лидер.
Впрочем, все эти определения - вне контекста. Лидер где? Чей? Для чего?
Например, лидер малой группы - это одно. Лидер общественного мнения - другое. Национальный лидер - третье. Лидер в спорте или в учебе - четвертое.
Тот, кто оказывается лидером в одной ситуации, никак не может оказаться им в другой. Значит, лидер ситуативен?
Тут самое время вспомнить Толстого, утверждавшего будто лидер выявляется совершенно случайно: идет стадо баранов на пастбище - один баран впереди, его ученый и записал в лидеры. Повернуло стадо к водопою - другой баран впереди и теперь его исследователь примет за вожака...
И все же лидер - нечто реальное. Да, он ситуативен. Но не каждый в той или иной ситуации станет лидером. Сочетание определенных качеств личности и определенных качеств ситуации рождает лидера.
Как рождает?
Запомним этот вопрос. Нам еще придется вернуться к нему.
Итак, в той или иной мере понятие "лидер" ассоциируется у нас с человеком, за которым идут другие люди. С человеком, авторитет которого признают. С человеком, который способен проявлять власть.
Но есть и другое содержание понятия "лидер" - это человек успеха. Лидерами признаются наиболее успешные в своей сфере деятельности люди.
Всегда ли успех и авторитет совпадают? Далеко не всегда. Есть ли между ними существенная связь? Несомненно есть.
Какова природа этой связи? И этот вопрос нам придется обсудить.
Комплементарная функция лидера
Итак, мы поставили два вопроса. Чтобы приблизиться к их пониманию, придется задуматься над ролью лидера в группе.
Группе надо выжить. У нее есть инстинкт самосохранения. Это - групповой инстинкт. Он проявляется именно у группы, а не у отдельных е членов. Но проявляется он через поведение, конечно, конкретных людей.
Группа имеет цель. Ее надо достичь. Это тоже групповой инстинкт.
Кроме того, у каждого члена группы существуют три потребности, которые он удовлетворяет в группе и ради которых он в ней участвует:
o потребность в контроле за внешней средой, в обеспечении ее удобного для себя состояния. Человек хочет безопасности, предсказуемости окружающего мира, защиты, взаимопомощи. Это группа ему дает.
o потребность во включенности в группу, снимающая груз излишней ответственности. Человеку трудно самому принимать решения. Удобнее переложить ответственность за их принятие на группу. Снижается ответственность перед собой, не себя надо винить в случае возникновения проблем.
o потребность в эмоциональном контакте, положительном эмоциональном подкреплении, в любви. От других членов группы мы ждем, что они "свои", "хорошие".
Удовлетворение этих потребностей составляет суть бессознательной жизни отдельной личности в группе. Описание такой жизни дал в своей теории межличностных отношений американский психоаналитик Вильям Шутц.
С другой стороны, существует и групповая потребность в достижении цели.
Итак, групповая динамика представляет собой противоречие, столкновение частных и групповых интересов. Диалектика этого столкновения развивается обычно бессознательно. Только мастер-психолог умеет в той или иной степени сознательно контролировать этот процесс.
Функции лидера возникают из этих двух противоречивых сторон жизни группы.
По отношению к внешней цели, к деловой сфере жизни группы, можно выделить такие его функции, как:
· Осознание групповой цели;
· Анализ и контроль внешней среды;
· Выработка плана достижения цели;
· Распределение обязанностей и организации взаимодействий;
· Контроль приближения к цели и коррекция деятельности группы.
По отношению к внутренней жизни группы у лидера возникают следующие функции:
· Обеспечение внешней безопасности группы, поддержание контактов и взаимодействия с другими группами;
· обеспечение включенности членов группы в нее;
· обеспечение самостийности члена группы, чтобы он не терял свою индивидуальность, так как угроза такой потери подвигнет его к деструктивным действиям;
· обеспечение работоспособности групповой структуры, контроля и влияния одних членов группы на других, потребного для достижения групповой цели, выполнения намеченного плана.
· ограничение контроля, распределение ответственности и власти в группе оптимальным образом;
· обеспечение достаточной психологической близости и совместимости членов группы, предохранение от склоки;
· предупреждение избыточных взаимных симпатий, так как это чревато превалированием личных отношений над движением к цели, то есть все той же склокой;
· координация индивидуальных способов решения проблем так, чтобы они не противоречили, но дополняли друг друга;
· максимизация задействованности возможностей и способностей членов группы на достижение цели:
Одни из этих функций по виду чуть ли не прямо противоположны другим. Требуется обеспечивать включенность и ограничивать ее, организовывать контроль и ограничивать его, добиваться психологической близости и смотреть, чтобы ее не было в избытке...
Все эти противоречия диктуются самой природой группы. Ведь группа - это процесс, система в процессе, и как всякая динамическая система она развивается в единстве противоположностей, разрешение конфликтов между которыми и является источником движения. В этих условиях функция лидера - стабилизировать это движение, удерживать его в границах меры. Поэтому ему приходится компенсировать то в жизни группы, чего ей не хватает в данный момент. Не хватает близости - надо ее налаживать. Излишняя близость - надо ее разрушать.
В этом и проявляется компенсаторная, или выражаясь словами Шутца, комплементарная функция лидера в группе. Лидер - стабилизатор группового взаимодействия.
Но лидер - и разрушитель стабильности. Он вынужден это делать, направляя группу на достижение внешней цели. Так что, функция лидера двояка, а сам он - воплощенное противоречие. И только гармонически сочетая в себе эти противоположности, он может состояться как лидер.
В рамках курса ШЭЛ мы учимся сознательно контролировать, осознавать и понимать эти процессы, направлять их в нужное русло. Сознательный контроль помогает проявиться таланту лидера. Рефлексия происходящего помогает развивать этот талант, настраивать интуицию.
Эффективный лидер
Эффективность лидера в группе определяется качеством выполнения им комплементарной функции. Эффективность лидера в обществе определяется тем, как он выполняет эту комплементарную функцию для общества в целом.
Он может лишь частично замыкать на себя выполнение комплементарной функции. Этого достаточно для того, чтобы быть "одним из" лидеров социума, нации, большой социальной группы, малой группы. Замыкая на себя решение самых важных реальных проблем, человек становится лидером для тех, чьи проблемы решаются благодаря ему. И он остается лидером вне зависимости от прочих своих качеств, форм поведения, психологических особенностей. Его принимают таким, каков он есть - до тех пор, пока он выполняет комплементарную функцию и нет никого, кто выполнял бы ее эффективнее. Например, психические качества Жириновского традиционно являются предметом насмешек. Однако, это не мешает ему выполнять лидерскую функцию для значительной части русского общества.
Итак, эффективность лидера определяется степенью эффективности выполнения им комплементарной функции лидера.
Нужны ли для этого особые личные качества?
Да, нужны.
Какие?
Те, которые ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС позволяют выполнять комплементарную функцию.
Лидер - для чего?
Выдвигаясь на лидерскую позицию, человек по сути берет на себя решение чужих (групповых) проблем. Делает ли он это бескорыстно? Альтруист ли он?
При первом рассмотрении можно подумать, что люди делятся на альтруистов и эгоистов, и именно так и проявляются в лидерстве. На самом деле лидер ВСЕГДА принимает на себя решение чужих проблем ради решения своих собственных. По сути, действия в интересах группы - всего лишь его способ решать свои проблемы.
Проблемы могут быть разные. От банального обогащения и удовлетворения амбиций до проблем, связанных с более тонкими духовными планами. Лидерство может быть необходимо для самореализации.
Одни хотят быть, другие хотят иметь. Но всегда они действуют ДЛЯ СЕБЯ.
Целью лидера всегда является личный успех. Он может проявляться в разных формах. Он может выражаться в разных потребностях. Он может достигаться разными способами. Но всегда это -успех.
Поэтому лидер - человек успеха.
Поэтому человек успеха - лидер.
Стремление к личному успеху - необходимое условие лидерства.
Личный успех и общество
Чем больше в обществе успешных людей, тем счастливее и успешнее само это общество.
Личный успех - Ваш вклад в процветание общества.
Если Вы достигаете личного успеха - Вы приносите пользу всему обществу. Чем успешнее общество в целом, тем больше шанс на успех для других.
Поднимаясь в высоту, вы улучшаете шансы других на успех.
Неудачник тянет общество назад. Он ворует у него успешность. Чем больше в обществе неудачников, тем меньше шансы остальных на успех.
Обычно неудачник старается оправдать свои неудачи и свою никчемность. Для этого он придумывает идеологии двух типов.
Первый тип идеологии неудачника - "социальная справедливость". Неудчник говорит тем, кто стремится к успеху: вы украли мой успех. Поэтому Вы должны поделиться, компенсировать мне мои неудачи, добровольно отдав часть заработанного. Тогда всем будет хорошо. Тогда Вы искупите свою вину за мои неудачи.
Второй тип идеологии - "патриотизм", который Черчилль назвал "последним прибежищем негодяя". Патриот говорит тем, кто стремится к успеху: Ваш личный успех вы воруете у нации. Поэтому Вы должны добровольно тянуть меня вверх, давать мне льготы, признавать мое равенство с вами - потому что я тоже русский (тоже немец, тоже чеченец, тоже пакистанец).
У этого типа идеологии есть разновидность - нацизм. Нацист говорит: я радею за нацию, поэтому только я - русский. Вы - неполноценные русские. Вы должны признать мое превосходство и добровольно отдавать мне часть или все, что есть у Вас.
В этих мессаджах слово "русский" можно заменить на "немец", "украинец", "итальянец" и др. Содержание везде одинаково. Неудачники требуют, чтобы им дали распоряжаться возможностями и имуществом успешных людей. Они считают, что распорядятся им лучше.
На самом деле неудачник распорядится всем, чем угодно, неизбежно хуже, чем человек успеха. Чем больше уступок делается неудачникам в обществе, чем более принимает оно "социальную справедливость" и "патриотизм", тем менее оно успешно.
Кому сопутствует успех?
В США есть много различных диаспор. Есть китайская. Есть ирландская. Есть армянская. Есть мексиканская. И есть русская.
В США есть много миллионеров. Миллионеры есть в каждой диаспоре. Только число миллионеров на 1000 человек - удельное их число - для каждой диаспоры разное.
В какой диаспоре больше всего удельное число миллионеров?
В русской.
Россия - бедная страна. У нее самая большая территория, самые большие природные богатства, недавно были самые талантливые ученые и инженеры. И все же Россия - бедная страна.
Тем не менее выходцы из России имеют хорошие шансы в самой конкурентной стране мира - США. Почему бы им не достичь такого же успеха в России?
Чем же отличаются те русские, которые стали миллионерами в США, от тех, что ни в России, ни в эмиграции никаких успехов не достигли?
Может, дело в таланте?
Но разве мало среди неудачников талантливых людей?
Может дело в связях?
Но разве мало среди миллионеров людей, сделавших себя сами, с нуля? В последние годы их становится все больше.
Может дело в энергичности?
Но мало ли энергичных неудачников…
Так все же, что отличает людей успеха от неудачников?
Есть несколько свойств личности, исчерпывающих этот список.
· Внутренняя свобода.
· Психическая устойчивость.
· Активная позиция. Стратегический тип мышления.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)